История зарождения службы такси

Такси – неотъемлемая часть жизни современного человека. В случае, когда необходимо быстро добраться до места или с комфортом поехать на деловую встречу в представительном авто, жители мегаполисов заказывают такси. Однако мало кто задумывается о том, как появился этот вид транспорта.

История такси началась в далекие времена с профессии ямщиков и извозчиков. Первые упоминания о данном виде пассажирских перевозок можно найти уже в Древнем Риме. В роли такси выступали колесницы, а вместо таксометра был обычный таз, привязанный к оси транспорта. Оплата проезда считалась по количеству камней в тазу: один камешек в тазу соответствовал примерно 200 метров.

«Таксометр - прибор, устанавливаемый в автомобилях такси для определения стоимости проезда. Принцип работы таксометра заключается в измерении расстояния, пройденного автомобилем и умножении на постоянную величину, задаваемую при программировании таксометра (обычно это стоимость одного километра пути)».

Однако, родиной такси считается Великобритания. Именно в этой стране появились платные пассажирские перевозки. Приблизительно в 1639 году, первые конные экипажи – хэкни ездили по улицам Лондона в поисках клиентов. Хекни представляли собой четырехколесный, с открытым верхом экипаж. В конце 19 века в Англии стали появляться более удобные и маневренные крытые двухколесные повозки – кэбы. Эти повозки пользовались большим спросом у местных жителей.

Во Франции постоялый двор конных экипажей был основан в 18 веке около часовни святого Фиакра, покровителя садоводства. Поэтому первые наемные общественные экипажами получили название «Фиакр». В 1896 году французский автомобильный клуб предложил «моторизировать фиакры»: с экипажей сняли оглобли, установили сзади бензиновый двигатель, а возле сидения кучера—рулевую колонку и рычаги управления. Такой вид такси сразу стал пользоваться успехом. Оплата за проезд с жителями Парижа оговаривалась перед поездкой. В 1905 году изобрели таксометры, и оплата за проезд на фиакрах стала фиксированной. Именно с этого времени данный вид транспорта стали называть таксомоторами, потом такси.

Популярность службы такси сразу оценили производители автомобилей. Компания Renault первой стала выпускать автомобили, разработанные специально для таксомоторной службы. Автомобили, окрашенные в красный и зеленый цвет, заметно выделялись в потоке движения черных машин.

Компания представила совершенно новые автомобили: пассажирская часть была закрытой, а место таксиста открыто. Так как в непогоду водить машину было не совсем комфортно, форма шоферов состояла из плаща и фуражки. Позже, Renault усовершенствовал автомобили для такси: они стали полностью закрытыми, но между местом водителя и пассажира стояла стеклянная перегородка.

Такси в России

Историю российской таксомоторной службы принято отсчитывать с 1906 года, именно в этом году появился первый наемный экипаж. В дореволюционной России в Москве осуществлялось пересечение всех железных дорог, и в связи с большим количеством приезжающих и отъезжающих, стало актуальным появление такси. Спрос на транспорт был большим, данная область стремительно развивалось, вследствие чего появилась острая необходимость во введении определенных требований: организации стоянок, системы управления заказами, тарифов.

Газета «Голос Москвы» в 1907 году опубликовала новость о том, что в Москве появился новый извозчик на автомобиле. Статья призывала всех желающих добраться до определенного места с повышенным уровнем комфорта за таксу по соглашению. Это послужило в качестве призыва к развитию всех таксомоторных служб, и в течение 10 лет появилось большое количество машин, которые развозили пассажиров за деньги.

Уже в 1912 году в Москве насчитывалось более 220 таксомоторов, а в Санкт-Петербурге 328. Городская Дума Санкт-Петербурга в 1913 году ввела единые тарифы на такси, что позволило государству контролировать извозчиков. Безусловно, услугами таксистов могли пользоваться только обеспеченные люди.

Автопарк дореволюционной России выглядел следующим образом: немецкий НАГ, чешские 10-сильный «Велокс» и 18-сильный «Лаурин и Клемент-GDV». В 1925 Москве было 120 черных таксомоторов «Рено», для сравнения, в Париже в это же время было около 16 тысяч автомобилей. После войны на улицы в качестве такси выехали «Победы» и ЗИМы.

Нельзя не упомянуть, символ советских такси 1950-1980-х — зеленый огонек. Таксисты в то время носили специальные кожаные фуражки, и буквы «Т» украшала дверцы автомобилей. После того, как на линию вышли «волги», они стали окрашиваться в бледно-салатный цвет.

На сегодняшний день, отечественное такси сильно эволюционировало. К примеру, в Петербурге существует сверхскоростная служба такси «ТаксовичкоФ», которая приезжает на заказ за удивительно короткое время, 7 минут. Кроме того, такси XXI века оборудованы многими инновационными устройствами, о которых и мечтать не могли коронованные особы прошлого.


Материал из номера: Ноябрь 2014

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.