Помощники на распутье

Международный день светофора отмечается 5 августа. Эта дата выбрана в честь события, произошедшего в 1914 году, когда в американском городе Кливленде появился первый предшественник современных устройств. Он имел красный и зеленый фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал. Так миновать перекрестки, которые с древних времен пугали человека и наталкивали на глубокие переживания, стало гораздо проще и безопаснее.

В токийском районе Сибуя находится самый перегруженный и, вероятно, самый известный перекресток. Это так называемый «скрэмбл», на котором движение транспорта останавливается одновременно со всех направлений, и пешеходы могут переходить его в любом направлении. А вот самый сложный перекресток, похоже, находится в Лондоне. Его крайне сложно проехать, а тем, кто оказался на нем впервые, это и вовсе кажется невозможным. Называется он «Волшебная карусель» и представляет собой довольно запутанную схему.

Почему же перекрестки с древнейших времен пугали человека, хотя дорожное движение стало оживленным лишь в начале XX века? Словари символов и энциклопедии дают несколько трактовок того, что для человека значило распутье. Оказывается, перекресток всегда являлся символом сомнений и выбора в целом, а также выбора между жизнью и смертью. С одной стороны, это место священно и находится под охраной Гермеса и Меркурия, позже форма креста начала ассоциироваться с Христом. С другой стороны, издревле перекресток считался средоточием нечистых сил. Здесь исполнялись колдовские ритуалы, хоронились самоубийцы, собирались демоны и ведьмы. У африканских племен перекрестки часто являются местом совершения ритуальных обрядов. У греков Геракл на перекрестке совершил выбор, отдав предпочтение добродетели перед наслаждением. Эдип убивает на перекрестке своего отца. Греки приносили жертвы на тройных перекрестках трехглавой богине Гекате, связанной с царством мертвых. На перекрестках устанавливали статуи Гермесу-Психопомпу, водителю духов. Римляне молились ларам перекрестков, а в средневековой Германии судебные процессы часто проходили на перекрестках. В славянской мифологии перекресток считался местом обитания чертей. В Средние века на перекрестках больших дорог ставились распятия и часовни, чтобы предохранить их от присутствия нечистой силы.

Перекресток – место, на котором испытываешь сомнение: по какой дороге пойти, как себя повести? Здесь человек ощущает необходимость быть особенно чутким и осторожным (ведь у перекрестков разбойники чаще всего устраивают засады!). Перекресток – это, безусловно, встреча с судьбой и переход из одного состояния в другое. Именно поэтому люди устанавливали на перекрестках плиты и камни с напутствиями и советами, что, выйдя из абстрактно-символичной плоскости размышлений, можно воспринимать как современные указатели, знаки, светофоры и разметку «зебра».

Со временем мистики в жизни становилось меньше, и даже глубокие и древние символы мы уже не прочитываем, как текст с тайным знанием, а принимаем за составляющие элементы обыденности. Кто сегодня задумывается о том, кто и когда придумал светофор и что значат его цвета? При этом безопасность движения во многом зависит от наличия на дороге этого устройства и нашего его понимания.

Первый светофор, если не говорить о древних маяках, указывающих путь морякам, был установлен еще в декабре 1868 года в Лондоне. Его создателем стал инженер Джон Пик Найт, который ранее заведовал аналогичными устройствами на железной дороге. Внешний вид первого светофора отличался от его современных собратьев. Он работал на ручном управлении и представлял собой элементарную конструкцию из двух семафорных стрелок. Горизонтальная стрелка означала остановку, а расположенная под углом 45 градусов говорила о том, что двигаться следует с особой бдительностью. В ночное время стрелки заменялись газовым фонарем соответствующих цветов: красный – остановка, зеленый – движение. Основная задача светофора в то время – облегчение перемещения пешеходов через проезжую часть.

В 1914 году в американском Кливленде установили сразу четыре электрических светофора, сконструированных инженером Джеймсом Хогом. Эти устройства, помимо того что светили красным и зеленым светом, издавали еще и звуковые сигналы. Управлялись они дежурным полицейским, который находился на посту в специальной стеклянной будке. Через несколько лет, в 1920 году, появились первые трехцветные светофоры, спроектированные Джоном Ф. Харрисом и Уильямом Поттсом.

«Зебра» на Эбби-Роуд, без всяких сомнений, самая известная в мире. Она увековечена на обложке одноименного альбома The Beatles 1969 года, записанного на студии, расположенной неподалеку от перекрестка. Альбом неоднократно признавался лучшим за всю историю группы, а запечатленная на фото «зебра» с проходящими по ней битлами стала известна на весь мир. Даже сегодня желающие сфотографироваться на этом пешеходном переходе поклонники The Beatles ежедневно приезжают сюда из разных уголков мира.

В СССР первый светофор был установлен в Ленинграде на пересечении Володарского проспекта и проспекта 25 Октября (сегодня – Литейный и Невский проспекты). Случилось это в середине января 1930 года. Лишь через год, 30 декабря 1930 года, первый светофор начал помогать перейти дорогу москвичам. Однако светофор – не единственный наш помощник на оживленных перекрестках и дорогах. Еще один наш верный помощник – разметка «зебра» на пешеходном переходе. На нерегулируемом пешеходном переходе «зебра» предоставляет пешеходам преимущество при пересечении проезжей части по отношению к другим участникам движения. Как правило, разметка имеет вид равномерных широких полос белого или желтого цвета, расположенных параллельно вдоль проезжей части.

Впервые «зебра» как средство безопасности на дороге была использована в Великобритании. Прототипы разметки появились, когда в 1934 году британский министр транспорта лорд Хор-Белиша распорядился поставить у дорог в местах пешеходных переходов полосатые столбы с оранжевыми фонарями наверху.

В 1946 году, после Второй мировой войны в Великобритании было образовано подразделение дорожной безопасности – Исследовательская лаборатория по дорожным проблемам. Подразделение изучало ДТП, транспортные потоки, обустройство перекрестков, уличное освещение, средства безопасности транспорта и пешеходных переходов. В это время и были смоделированы переходы с различной разметкой. В итоге исследователи пришли к выводу, что чередующиеся черные и белые полосы шириной 2 фута (0,6 м), нанесенные параллельно бордюру, наиболее заметны. Нововведение быстро распространилось по всему миру. С середины 1960-х годов «зебра» появилась и в СССР. Так наша жизнь стала еще комфортнее и безопаснее.


Материал из номера: Август 2015

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.