Кому нужно искусство?

Интервью с самой что ни на есть современной художницей Наташей Юдиной.

Наташа, первый вопрос немножко обидный. Он касается отсутствия узнаваемости провинциальных художников. Кто виноват в этом?
Думается, это от избытка информации. Информация льется на нас потоком отовсюду: из Интернета, телевидения, злого начальника, кредиторов, менеджеров по продажам, автострахования, свидетелей Иеговы, соседей сверху и ЖЭКа. Думается, у нас не так много времени, чтобы обращать внимание еще и на чьето творчество. Либо это неспособность упорядочить в своей голове весь этот хаос и принять взвешенное и обдуманное решение посмотреть фильм про Илью Кабакова на YouTube вместо «Давай поженимся». Впрочем, временами хочется, скорее, второго и нажраться жареной картошки в придачу.
А предложение обменять картину на игру для PS4 – это нормально? Это достойный обмен?
Ну, это созвучно сегодняшнему времени. Замена старых ценностей на новые. Об этом и было в «Левиафане». Я все не могу перестать думать о нем. То есть для этого парня, который разместил объявление, картина – это такой предмет потребления, который согласно законам товарооборота можно обменять на другой предмет потребления, более современный. Ты заговорила о «Левиафане» не в контексте тотальной безысходности и отсутствия какой-либо надежды.
О чем это кино для тебя?
Я не кинокритик, но ощущения свои описать попробую... Вот ты говоришь про безысходность и безнадежность, а это кино не видится мне гнетущим и тягостным. Помнишь, первые кадры – природа, и заканчивается все природой. Такой величественной и степенной, мол, все преходяще, а природа неизменна. Типа прах ты и в прах возвратишься. И история видится мне собирательной, и персонажи – образы собирательные. То есть каждый зритель в разные моменты видит знакомые ситуации, узнает себя или своих знакомых. Видит что-то свое, родное. Может, потому и кажется вся история целиком фантастически драматичной, что она как бы собрана из всего понемногу. Там еще вещи знакомые, воспринимаемые нами как определенно хорошие, становятся вдруг иными, гадкими. Мы с моей подругой Динарой часто беседуем о всяком. Динара говорит, что в этом кино происходит подмена понятий, когда одно становится другим, подается в другом свете. Вот и церковь вдруг делается уродливой. Кажется, сейчас это называют двойными стандартами. И церковь в фильме в двух видах: старая, развалившаяся и в конце фильма новая, отстроенная. Вот и в объявлении про плейстейшн про это.
Всегда ли в объектах современного искусства есть смысл? И можно ли считать отсутствие смысла идеей?
Есть такая любопытная тенденция, когда художники формулируют, что же такое современное искусство. Каждый на свой лад. Вот Илья Кабаков говорит: «Художник мажет не по холсту, а по зрителю». Или вот Вася Слонов советует: «Получайте кайф от непонятного! Вам пришла квитанция ЖКХ: вода столько-то, электричество столько-то. А вот оно искусство – я ничего не понял». Принято считать, что искусство удовлетворяет любовь человека к прекрасному. Современное искусство – это когда одной картинки не достаточно, когда картинка – это инструмент, который запустит механизм в твоей голове. Чувствуешь скрежет? Это механизм заработал, или просто суставы скрипят по весне.
Наташа, ты всегда имеешь четкую концепцию. Так тебя научили в Институте современного искусства? Так ты становишься «современным художником»?
Потому что до выставки доходят работы случившиеся. Отсюда и, как ты говоришь, выверенность. К выверенной работе я иду через пробы и ошибки. Я не умею совершенно сконструировать проект подетально, а затем воплотить. Моя тактика – думать. Думать много, в изобилии. К слову, ошибки всегда выбрасывала. Когда я практиковала живопись, я укутывала неудавшийся холст в пленку и несла на помойку. Для себя я звала этот рулон в шутку «Лора Палмер». Но с некоторыми рулонами случались возвращения. Слышала, у художников такие истории не редкость.
Что отличает современного художника от просто художника?
Как отличить современного художника от просто художника? В современной ситуации действительно есть такой момент идентификации художников: ты – современный художник, ты – старовер, а вот ты – просто делаешь дизайн, а этот – вообще плохой художник. То есть это то самое чувство внутренней свободы, которым должен быть якобы преисполнен художник, чтобы творить. Нас все время пытаются поделить на правых и левых, но современное искусство – это ситуация, созвучная времени, когда писать умиротворенный пейзаж с натуры просто может быть скучно. Ты немного подумаешь, прихватишь картинку того парня, что написал умиротворенный пейзаж, подрисуешь к нему нациста на скамеечке и назовешь все это «Банальность банальности зла». Бац, и ты современен!

Справка
Наташа Юдина, художница

2008 – окончила курсы И. М. Бакштейна при Институте проблем современного искусства (Москва).
2000–2003 – училась в Томском государственном университете на отделении изобразительного искусства.
2009 – персональная выставка-акция «Игрушки» (Томск).
2011 – куратор выставки Artmuseum Project. Форум актуального искусства, Томский областной художественный музей (Томск).
2012, 2011 – участник международного симпозиума современного искусства Nord Art (Budelsdorf, Germany).
С 2007 – принимает участие в московских и петербургских выставках: «Институт улыбки» А. Бартенева, «Переучет» в рамках проекта «Сессия молодого искусства», «Арт-Москва–2008», проект «М'арсово поле» в рамках I Биеннале молодого искусства, ЦСИ М'арс.
Зима 2014/15 – персональные выставки «Мой Кремль» и «Вещие вещи» (Москва, артцентр «Гридчинхолл»).
Весна-2015 – выставка «Обещание пейзажа» (Пермь, музей современного искусства PERMM).

Мастерская необходима художнику? Ты ведь работаешь дома. Это часть концепции или чем-то обусловлено?
Сказать, что мастерская нужна, значит ничего не сказать. Нужна как воздух! Я просто смирилась с ее отсутствием, но мне нравится идея, что это часть творческой концепции. Вообще, есть в этом русская идентичность, когда искусство зиждется на бедности. Временами я даже испытывала гонения дома. Когда краска плохо пахнет, когда в доме много посторонних вещей, противоречащих представлению об уюте, когда следовало бы сварить борщ, вместо того чтобы «заниматься всякой фигней»… Мастерская традиционно нужна для работы. Ну еще чтобы в тишине почитать Ерофеева и Берроуза.
Чем обусловлен успех? Почему твои картины хочется иметь в гостиной, а кого-то и на кухне держать не хочется?
Если рассматривать искусство с точки зрения качественного художественного продукта, то на каждый продукт есть свой покупатель. Этот вопрос в компетенции талантливого менеджмента, полагаю. Мои возможности очень выросли после знакомства с московским арт-центром «Гридчинхолл». Стало легче дышать. Я солидарна с Борис Борисычем Гребенщиковым в том, что настоящее искусство рождается от пресыщенности, когда художник может оттачивать свое мастерство, хотя регулярно опровергаю эту теорию своим примером… У меня даже есть слово-заменитель – «сольдо» вместо денег. Наверное, от неловкости. Если вы молодой художник и мечтаете о больших деньгах и фееричной жизни в духе Дали, закусите удила или идите в «Газпром», стало быть. Бывший муж мне так и сказал в момент знакомства: «Наташа, время гениев прошло». И все встало на свои места! Если вы молодой художник, будьте добры, несите свой крест, кто-то более удачливо, кто-то менее…
Ты практически не участвуешь в коллективных выставках. Почему? Размах не тот?
Отчего же? Участвую. Сейчас, к примеру, проходит выставка «Обещание пейзажа» в музее современного искусства PERMM, в которой участвует моя инсталляция «Мой Кремль». Родственница даже пошутила: мол, Кремль поехал в тур по Золотому кольцу… Просто меня редко приглашают: либо нет работы к тематике, либо все объять невозможно. К тому же я склонна к уединению. Участие в выставках – важный момент коммуникации и социализации, не только же картинки развесить. Персональная выставка – это такой отчет о проделанной работе. Инвентаризация.
Кому оно вообще нужно, это искусство?
Полагаю, немного арт-дилерам, немного художественным институциям, немного новостным интернет-ресурсам, немного богатым для интерьера, немного бедным для души, немного самим художникам и чуток спецавтохозяйству.

Материал из номера: Июль 2015

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.