История детства

Вы когда-нибудь задумывались о том, что же такое детство? На ум сразу приходит простой ответ: детство – это пора, когда мы особенно активно развиваемся, меняемся, учимся, проявляем таланты и так далее. Однако это далеко не все.

Ученые склонны расценивать период, который мы называем детством, как пору сложных парадоксов и неразрешимых противоречий. Многие поэты и писатели характеризуют детство как самое сложное и мучительное время в течение всей жизни. Но без всех этих сложностей и парадоксов просто невозможно представить себе процесс развития.

Психологи, социологи и антропологи обращают внимание на то, что человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Наше физическое строение, нервная система, мышление, любая деятельность делают нас самыми совершенными существами в природе, но в младенчестве и детстве мы крайне беззащитны. У детей нет готовых форм поведения: мы не можем защищаться, говорить, элементарно оценивать окружающую обстановку… Ученые утверждают, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Вот и первый парадокс начала жизни человека.

Только представьте: за все время, которое существует человеческая цивилизация, мы усвоили колоссальные объемы знаний и накопили невероятный опыт, однако человеческий ребенок все тот же, что и тысячи лет назад! Получается, что уровень развития, которого необходимо достигнуть ребенку за период детства, со временем только растет. Времени столько же, а знаний, информации, нужных навыков только больше и больше. По сути, детство проходит тогда, когда мы достигаем полной социальной и психологической зрелости, становимся полноценными членами сообщества. Из этого определения психологов, если упростить, следует, что внукам нашим будет еще тяжелее в школе, чем нам.

Между тем временные границы детства постоянно расширяются, что заметно даже при взгляде на современное общество. Инфантильность сегодняшних тридцатилетних порой зашкаливает. Это уже не потерянное поколение без будущего и ориентиров, это большие дети, не желающие и не умеющие жить по-взрослому, играть во взрослые игры. Что касается игр и игрушек, то их у нас превеликое множество, явленное в бесконечных гаджетах, приложениях, виртуальной реальности, масскульте и так далее.

Нам сложно провести четкую границу между детством и взрослостью. Вероятно, это оттого, что долгое время дети и детство вообще не принимались обществом во внимание, не существовало соответствующих институций. В истории нашей цивилизации детство – это не состояние биологической незрелости, а скорее социальный статус с набором определенных форм деятельности. По сути, понятие детства начало оформляться лишь в XIII веке. Тогда дети наконец-то появились на художественных полотнах, причем это были не аллегорические купидоны или святые младенцы, это были реальные дети, не уменьшенные копии взрослых. До XIII века ребенок не воспринимался как личность. Лингвисты вообще утверждают, что само слово «ребенок» не имело того значения, которое имеет сейчас. В Средневековье в некоторых европейских языках слово «ребенок» было синонимом слову «дурак». Впрочем, такое безразличие к детству легко объясняется с демографической точки зрения: рождаемость и смертность были очень высокими и нивелировали друг друга. Зачем привязываться к одному чаду, которое, вероятно, не выживет, если можно родить других?

Преодоление равнодушия к детству, по всей видимости, приходится на XIII–XVI века, когда в живописи развивается жанр детского портрета. К XVII веку формируется и определенная детская мода. В это время детям предлагается специальная одежда, а не калька со взрослых нарядов, какими бы они ни были. Открытие детства позволяет философам и ученым мужам описывать полный цикл жизни человека. Детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость, сенильность – этими понятиями до сих пор оперирует наука. Постепенно детям предлагаются разные институты, так как это уже не просто детство внутри семьи. Развиваются педагогика, детская психология, появляется осознание необходимости образования и рационального воспитания. Родителей начинают привлекать все стороны детской жизни, а у ребенка появляется возможность жить в социуме – классе, школе.

В XX веке тема детства становиться едва ли не самой значимой. Большинство идей психоанализа, который перевернул мировую культуру с ног на голову, строится на понимании детства, памяти о нем. Чтобы преодолеть патологию, травму и осознать свое место в мире, человеку необходимо разобраться с ранними годами своей жизни. Важность детства подчеркивается громким лозун- гом «Все лучшее – детям!» и заезженной цитатой из Федора Достоевского о том, что «счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка». Ребенок становится центром Вселенной, ради которого стоит остановить войны, голод и прочие ужасы.


Материал из номера: Июнь 2015

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.