Александр Друзь: «Дело в пользовании интеллектом!»

В этом месяце Александр Друзь отмечает шестидесятилетие. В честь юбилея одного из самых известных горожан мы встретились с Александром Абрамовичем и поговорили о самом главном.

Александр, в «Фейсбуке» есть пост. Девушка рассказывает, как вышла из метро, закурила, направляясь домой, и тут же была задержана сотрудниками полиции. Штраф не выписали, но на профилактическую беседу пригласили. Вспоминается, что пару лет назад в Петербурге проходила акция в защиту прав курильщиков. Что в итоге стало с этим движением?

Оно по-прежнему существует и по-прежнему борется, потому что права курильщиков по-прежнему ущемляют. Пока борется, увы, без реальных результатов. Было собрано больше 100 000 подписей за то, чтобы смягчить действующий закон, но пока этого не произошло.

А что значит смягчить?

Разрешить курить в каких-то местах, в которых сейчас курить запрещено: например, ввести вагоны для курящих в поездах дальнего следования. Разрешить предпринимателям самим оборудовать места для курения на своих предприятиях. Однако пока подвижек нет, и мы продолжаем борьбу.

Но сегодня же много со- циальных групп чувствует ущемление своих прав.

В этом движении есть не только курильщики. Нас поддерживают и некурящие граждане. Это происходит, потому что люди понимают, что такая дискриминация определенной части граждан попахивает законодательным произволом. Поэтому в движении за права курильщиков участвуют не только курильщики.

Откуда появляются дискриминация и нагнетание атмосферы ненависти?

Не могу точно сказать о нагнетании атмосферы ненависти, но, на мой взгляд, процесс разобщения общества у нас идет достаточно давно. По целому ряду причин. Если возвращаться к закону о курении, то даже здесь ведется довольно агрессивная пропаганда, которая, по-моему, мало чем обоснована. Курить вредно? Да, вредно. Насколько вредно, никто не знает. Насколько ваше курение вредно пассивным курильщикам, тоже досконально не выяснено. Однако создана ситуация, когда люди воспринимают курильщиков, как тех, кто посягает на их здоровье, причем посягает намеренно.

Я получал, кстати, претензии от людей за свое курение в тех местах, где курить разрешено. Думаю, что все, что принято называть атмосферой ненависти, берет свое начало от ухудшения материального положения. Когда у людей с этим все в порядке, они более толерантны. Когда же человек приходит в магазин и видит, что хлеб и молоко подорожали, а тут еще и на улице курят, это становится последней каплей.

Эта ситуация создается кем- то конкретно?

Нет, не кем-то конкретно, а общим ухудшением ситуации. Вы же знаете, что у нас в стране экономический кризис? В результате него люди теряют психологическую устойчивость. Экономическая ситуация влияет не только на материальное благосостояние, но и на мировоззрение. Человек видит, что у него выходит почва из-под ног, вокруг негатив, и свою обеспокоенность пытается сорвать на окружающих.

И что же нам с этим делать?

Можно самому не участвовать во всем этом. Относиться терпимее к людям, которые, может быть, вас раздражают. Важно понимать, что все люди разные и одинаковых быть не может. Не надо никому навязывать свою точку зрения, это вещь обоюдная: когда ты кому-то навязываешь свое мнение, ты должен понимать, что рано или поздно кто-то навяжет тебе свое.

Наверное, это вопрос воспитания или образования?

Вы абсолютно правы. Но образование здесь вторично, в основном это воспитание в семье. Если у родителей нет времени на воспитание ребенка, получается то, что получается.

Это циклический процесс?

Да. Это идет по кругу. Но я бы сказал, что корень всех этих проблем в экономических предпосылках. Наладится все с экономикой – будет все спокойно.

Сегодня принято считать, что образование в России не в лучшей форме…

Я бы не стал так однозначно утверждать. Что касается образования, то здесь многое зависит от востребованности образования и знаний, от востребованности интеллекта в обществе. На мой взгляд, сейчас эта востребованность растет. Во всяком случае, средний класс понимает, что детям надо давать образование. Большинство людей понимает, что интеллект – это залог экономического процветания. Если ты плохо учишься и плохо думаешь, ты не можешь претендовать на какие-то положи- тельные результаты в будущем. Соответственно, и востребованность растет.

Другое дело, что эта потребность удовлетворяется в определенных местах, качество образования в этих местах не хуже, чем в советское время, но таких мест немного. Это определенные школы, вузы…

Разве система образования не страдает оттого, что востребована массами?

Надо понимать, что не всем очевидны потребность в интеллекте и его польза. Однако тенденция в этом направлении намечается. У вас есть шанс получить хорошее образование, но хороших школ немного, по крайней мере, меньше, чем раньше. Поэтому надо знать, как получить необходимое образование, как удовлетворить свою потребность. Если у родителей есть необходимость дать своему ребенку хорошее образование, они могут это осуществить и даже не всегда за дополнительные деньги.

Как еще можно повысить интеллектуальный уровень?

Интеллектуальный уровень повышается вместе с ростом интеллекта. Интеллект – это как мышцы, которые надо тренировать, накачивать, постоянно давать им нагрузку. С точки зрения интеллекта надо постоянно работать головой, задумываться над тем, что происходит вокруг тебя, анализировать, размышлять, принимать самостоятельные решения и так далее.

Но человек должен дойти до этой мысли!

Да. Впрочем, мысль эта вполне очевидна. Все зависит от того, какая к этому у вас привычка с детства. Если у вас есть привычка делать физзарядку, то вы будете ей заниматься до старости. Также и с интеллектом: если у вас есть привычка пускать в ход интеллект, вы и будете его пускать. Нет же такого: «А давай-ка я сегодня не буду думать!». Откуда у человека появляется эта привычка, это уже другой разговор. Если следовать той же аналогии, то можно привести такой пример. Мальчик видит, что у него не очень хорошо с плечевым поясом, и начинает качать плечевой пояс. Если мальчик видит, что у него не все хорошо с головой, он начинает тренировать интеллект.

А если он не видит этих проблем?

Значит, не видит. Когда-нибудь поймет, но будет уже поздно. Вы резонно заметили, что все уходит корнями в воспитание и образование. Если в школе отличников бьют, то эта школа не сможет выпускать отличников. Я знаю места, где теми детьми, которых в других школах обзывали бы ботанами, гордятся. Таких заведений немного.

Александр, с вашим интеллектом вас тоже можно считать белой вороной. Вам уютно в этом статусе?

Ну это вы меня так представляете. Вообще, разве плохо выделяться из большинства? Вот вы увидели что-то необычное, у вас желание уничтожить это или любоваться им? У некоторых людей возникает же желание быть белой вороной. Главное, чтобы у общества не было желания эту белую ворону придушить.

Общество всегда состояло из большинства и меньшинства. Если меньшинство в этом обществе чувствует себя комфортно, в отношении него нет насилия, то и пусть они будут не такими, как все. Им не обязательно подражать большинству. Поэтому и наш ботан должен продолжать учиться хорошо и найти школу, где над ним не будут издеваться.

Наш традиционный вопрос. Расскажите какую-нибудь историю, связанную с такси или поездками.

Дорожные истории, как правило, связаны с гаишниками, поэтому расскажу, как однажды мы с женой ехали в аэропорт на такси. Не знаю, о чем думал диспетчер, но он прислал людям, отправляющимся в Пулково, KIA Picanto. Это такая машинка, у которой нет багажника. Примечательно, что за рулем была женщина. Мы с трудом упаковали чемоданы, уселись сами и поехали. Наверное, это была самая страшная поездка на такси в моей жизни. Я пытался показать короткий и более удобный путь, но дама поехала прямым маршрутом по главным дорогам и поворотам. Когда же мы выехали на Московский проспект, водитель встала во второй ряд и ни разу не перестроилась и подстраивалась под общее медленное движение. Если тормозили перед нами, мы тоже тормозили и ждали. Чисто случайно мы не опоздали на рейс. Вскоре после этого моя жена получала водительские права, поэтому я очень просил ее не водить так и приводил этот пример.

А как вам соперничество на «Что? Где? Когда?»?

По большому счету это спорт. Здесь надо доказать, что ты лучше, чем соперник. Вообще, у нас нет такого очевидного соперничества, оно подспудно и идет, условно говоря, с авторами вопросов. Если ты можешь ответить на любой вопрос, то можно уже не беспокоиться о соперничестве. Когда что-то не получается, в этом виноват только ты сам. Знать абсолютно все нельзя, поэтому речь тут о пользовании интеллектом. «Что? Где? Когда?» – игра не про знания, все никто не может знать. Важно уметь объединить те знания, которыми обладают все члены команды, и правильно их применить.

Александр, есть еще один вопрос от нашей читательницы. Что делать современным девушкам в районе 30 лет, которым с детства внушали, что мужчина должен быть умным и рассудительным, а сейчас вокруг себя они таких парней не видят?

Пусть ваша читательница не расстраивается, такие мужчины попадаются, но, к сожалению, очень редко. Более того, к 30 годам они уже заняты.

К тому же и воспитывать их поздно.

Но все равно, попадаются, попадаются… Если есть потребность в умном, то они есть. Дело же в том, что хочется, чтобы это был и умный, и мужчина (здесь важнее именно последнее слово), а это даже не белая ворона. Умный мужчина – это гораздо более редкий вид. На мой взгляд, массовое производство настоящих мужчин, не говорю – умных или нет, прекратилось году в семидесятом. С тех пор производятся отдельные экземпляры. Среди сорокалетних они еще встречаются, а вот с тридцатилетними уже хуже.

То есть надо искать постарше?

Да, возможно, и так. Но постарше, как правило, заняты...


Материал из номера: Май 2015

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.