Мода во время войны

С началом войны в СССР закрываются магазины, ателье и другие учреждения, связанные с модой. Вскоре на территории страны вводится карточная система распределения товаров, обусловленная военным временем. Война быстро наложила отпечаток на внешний облик людей. Девушки и юноши, попавшие со школьной скамьи на фронт, даже не успели узнать, что такое мода, и сразу облачились в военную форму. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин: рыли окопы, работали в госпиталях, тушили зажигалки на крышах домов. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги. На исходе войны советское правительство решает содействовать возрождению моделирования модной одежды и открывает в Москве дом моделей на знаменитой еще с ХVIII века улице моды – Кузнецкий Мост, 14. Начинается новый этап в истории советской модной индустрии.

Можно ли говорить, что и в военное время мода продолжала существовать?

Это очень интересный вопрос. С одной стороны, нам всегда хочется выглядеть красиво и оригинально. С другой стороны, Вторая мировая война с самого начала имела такое разрушительное воздействие, что

о функционировании отрасли говорить трудно. Выпуск гражданской одежды по всей Европе был практически остановлен, ведь фронту требовалась военная форма. К тому же ткани не производились в нужных объемах и ассортименте. Однако модные процессы все-таки шли, внешний облик людей менялся.

Откуда же в эту непростую пору девушки узнавали о новинках?

Дело даже не в новинках индустрии, не в тенденциях. Одежда менялась в сторону функциональности, экономичности, утилитарности. В повседневном костюме появились элементы военной формы, женская одежда становилась

более маскулинной и минималистичной. Пока мужчины воевали на передовой, женщинам пришлось встать у заводских станков. Комбинезоны, практичные и недорогие материалы, отсутствие декора, многочисленные карманы, узкие силуэты, укороченная длина – все это стало составляющими моды военного времени.

С какими именами связан внешний образ женщины военного времени?

Говоря о военной моде, вряд ли можно упоминать имена знаменитых модельеров. Их продукция просто не была востребована. В принципе сам феномен модного дизайнера как рок-звезды родился уже ближе к концу XX века. Кроме того, во время войны многие женщины начали сами шить одежду. Конечно, можно упомянуть Коко Шанель с ее любовью к практичности, комфор- ту и минимализму или Эльзу Скиапарелли с ее экспериментами и авангардом, однако вряд ли можно назвать их законодательницами военной моды. В конце концов, в столь непростых условиях мода была совсем не тем, чем мы считаем ее сегодня.

Что принципиально изменилось в одежде, и были ли изменения очевидными?

Как я заметил выше, одежда стала более практичной, экономичной и удобной. В гражданском костюме появляются элементы милитари: погоны, пряжки, эполеты, накладные карманы, ремни… Вероятно, именно в это время появляется привычка выходить из дома с непокрытой головой. Крайне мало уделяется внимание декоративным элементам. Дамы начали более активно использовать брюки, жакеты. Повседневный стиль, кэжуал, который к началу войны только зарождался, начал быстро развиваться.

В каком направлении начала развиваться мода по окончании войны?

После войны элементы милитари и мужского стиля все еще присутствуют в женской моде, так как индустрия по-прежнему в плачевном состоянии. Однако к концу 1940-х годов женские образы становятся более изящными и хрупкими. Длина платьев уменьшается, талия становится более узкой, четко обозначенной. Пышные юбки, плиссировки, гофрэ, рукава-крылышки, широкие плечи, пестрые ткани – мода постепенно выходит из депрессии и хочет праздника. Все шло к тому, что через несколько лет Кристиан Диор предложит послевоенным модницам свой знаменитый силуэт New Look, который станет главным модным ориентиром в ближайшие 15 лет.


Материал из номера: Май 2015

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.