Денди за рулем

История автомобильного костюма напрямую связана с модой, дендизмом и спортом. Как только у человека появилось новое увлечение, оно потребовало особого подхода, в том числе и в выборе одежды. Однако новый образ должен был не только обеспечивать комфорт и быть практичным, но и украшать, привлекать внимание, передавать индивидуальность и соответствовать вкусу автомобилиста. Индустрия с радостью откликнулась на новый запрос.

По сути вся история начинается во второй половине 1880-х годов. В это время немецкий инженер Карл Бенц изобретает свой первый автомобиль Motorwagen и открывает в Париже филиал фирмы. Что может быть более дальновидным? Международная столица моды – идеальное место, чтобы начать новое прибыльное дело. К 1893 году Бенц продал уже около 25 автомобилей, что довольно много по тем временам, когда массовое производство не было налажено. Самое главное заключается в том, что параллельно с предприимчивым немцем автомобили начинают выпускать и другие компании по всему миру. Спрос ли родил предложение или же массовость и относительная доступность автомобилей повлияли на то, что иметь машину стало модно, до конца непонятно. Однако главными модниками оказались французы: уже к 1903 году в Париже было произведено больше 30 000 автомобилей, почти половина мирового объема. Счастливые владельцы разъезжали по всей Европе, при этом проявляли абсолютно естественное желание щеголять не только своими авто, но и соответствующими нарядами.

Как должен выглядеть таксист?

В 2012 году дизайнер Дмитрий Логинов разработал единую форму для московских таксистов. О своих разработках он рассказал: «При создании будущей формы я вдохновлялся мужественной и строгой одеждой пилотов. Другой источник вдохновения – водители лимузинов, вид которых говорит об исключительности их пассажира. Основным предметом гардероба моего таксиста стала практичная кожаная куртка-пилот. Ее дополнили очки-авиаторы, белая сорочка, узкий галстук и автомобильные перчатки. Классические брюки из немнущейся ткани завершают образ водителя. Получилась удобная, практичная и в то же время элегантная форма. Я бы хотел переодеть всех таксистов Москвы. Возможно, это спровоцировало бы и другие изменения в транспортной системе города».

Первые автомобили были открытыми, без крыш, окон и дверей. Тем, кто решил попробовать себя в качестве водителя или же пассажира, требовалась специальная одежда. Несмотря на то что скорости тогда были совсем незначительными, холод, ветер, дождь, грязь, пыль и насекомые причиняли много дискомфорта и могли оказаться просто опасными для здоровья. Главным предметом гардероба автомобилиста становится пыльник. Он представлял собой легкое объемное пальто, которое можно было надевать поверх одежды. Предназначался он для теплого времени года и в непогоду или с наступлением холодов заменялся кожаным пальто или шинелью. Часто они также имели меховую подкладку.

В качестве дополнительной защиты использовались перчатки с широкими раструбами, в которые можно было заправить рукава. На ноги надевались краги, которые защищали тело от холода и влаги, а одежду – от грязи. Чтобы уберечь голову, водители надевали повседневную шляпу или кепи с наушниками. Однако многие предпочитали обезопаситься по полной программе и разъезжали в кожаных авиаторских шлемах. Кстати, авиаторский костюм вообще очень сильно повлиял на внешний вид первых автолюбителей. Глаза защищались очками-консервами, чья особая конструкция не давала стеклам запотеть.

Что касается дам, то они ездили в шляпах с вуалями и широкими шарфами. Это делало их похожими на пасечников, что очень веселило людей, далеких от автомобилей.

Наверное, только Советское государство могло стать родиной выражения «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения». Впрочем, Ильф и Петров в своем романе «Золотой теленок» иронизируют, а не пытаются убедить нас в том, что быстрая езда и высокий класс – естественная бытовая необходимость. С этим, конечно же, согласится признанная икона стиля Рената Литвинова, которая знает толк в роскошных авто. Ренату уже давно связывают рабочие и творческие связи с брендом Volvo, лицом рекламной кампании которого она стала. В середине мая этого года актриса и режиссер получила главную награду «Самые стильные в России» – внедорожник Volvo XC90. Об этом Литвинова рассказывала в интервью: «Я абсолютно уверена, что случайности не случайны. Я являюсь давним поклонником бренда Volvo и езжу на машинах этой марки уже больше 10 лет, так что этот приз – символичное событие. Лично для меня непременным атрибутом автомобилей Volvo являются особый стиль и удивительное ощущение защищенности».

Форма первых мотоциклистов
Первые мотоциклисты одевались сообразно устоявшейся велосипедной моде, как велотуристы. Их костюм составляли шерстяной пиджак, бриджи, гетры, туфли и кепи. Скорости на рубеже столетий не превышали 30 км/ч, поэтому особой надобности в специальной – защитной – форме не было. Однако мода проникает во все сферы нашей жизни. В первых годах XX века появляется и мотоциклетная мода. В 1905 году в Петербурге выходит книга Вольфганга Фогеля, в которой содержались советы «на все случаи мотоциклетной жизни». В том числе автор рассказывал и об одежде мотоциклиста: «При выборе костюма следует обратить внимание, что едущему на двухколесном моторе редко бывает жарко, холодно же может быть, т. к. ездок не работает, как на обыкновенном самокате, а едет быстро... Не следует забывать дождевой плащ из непромокаемой материи, каковой можно носить на ремне через плечо. Для сохранения глаз необходимо иметь темные очки с сеткой вокруг для предохранения от пыли, ветра, ярких лучей солнца и разных мошек. Для отпугивания собак полезно иметь хлыст, или лучше специальный револьвер, стреляющий холостыми зарядами. Для спокойствия же своего полезно иметь и настоящий револьвер; его прикрепляют на поясе и прикрывают полой верхней одежды...».

За свою не такую уж и долгую историю автомобили значительно изменились: и внешне, и внутренне. Сегодня нет никакой необходимости утепляться и защищаться от грязи и дождя. Современные машины дарят нам высочайший уровень комфорта, поэтому мы можем не изменять своим привычкам, а автомобили становятся частью нашего образа и стиля жизни.


Материал из номера: Октябрь 2015

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.