Возмущаться, бороться, мешать глупости и серости

В мае группа «Самое большое простое число» выпустила новый альбом. Материал, объединенный под названием «Здесь и сейчас», можно смело назвать манифестом нашего времени, полным свободы, юности и легкости. Удивительно точный в текстовом плане и актуальный – в музыкальном, альбом стал главной пластинкой этого лета и начинает свое путешествие по миру: сентябрь музыканты проведут в гастрольном туре. О том, как создавалась пластинка и какое сообщение она несет, нам рассказал лидер группы Кирилл Иванов.

Кирилл, чуть с опозданием поздравляем вас с выходом такого классного нового альбома! Он на самом деле стал одной из главных пластинок этого лета. Какие чувства испытываете, издав его?

Спасибо. Я чувствую радость и опустошение. И самое классное ощущение заключается в том, что теперь я могу заняться следующим альбомом.

А вообще, как происходит эта работа над новым материалом? Есть какой-то план или график, согласно которому что-то сочиняется и записывается?

Нет, у нас нет графика, у нас есть просто размеренная, радостная работа. Каждый день мы приходим в студию и корпим над новыми песнями. Постепенно они растут прямо на наших глазах. Это самое интересное и самое трудное: из ничего появляется что-то, чего раньше никогда не было. В начале ты пуст и бессилен, потому что у тебя ничего нет. В конце, когда песня закончена, ты снова пуст, потому что у тебя опять ничего нет. Это одновременно и изматывает, и воодушевляет.


Я буду громко и ярко гореть,
Я оставляю все тихо, любя.
Я не могу тебя взять петь,
Погибнет все без тебя.
Свободен со вторника до ноября,
Здорово, холодно, вечно.
Зря ты сказала, что я это зря,
Вселенная разбегается бесконечно!

Эта пустота не пугает?

Видимо, это какое-то необходимое состояние. Чтобы начать что-то новое – песню, альбом, жизнь, – нужно расправиться с предыдущими. Пугает возможная неспособность преодолеть пустоту: что в какой-то момент проснешься, а ничего не получается. Вообще.

Вдохновение в чем находите?

Мне кажется, что все, что с нами происходит, как-то – пусть и косвенно – влияет на песни. Все это – руда для наших песен. Обрывки разговоров, песни из радио в такси, случайно увиденная страница из книги у соседа в метро...

Вам легко пишется?

Трудно сказать. Это все-таки работа. Она требует какого-то преодоления. Из сопротивления материала иногда высекается искра.

В «Здесь и всегда» затронуто много интересных тем, на которые уже давно не было таких ярких и емких высказываний. Альбом и планировался как некий манифест чистоты, юности и свободы?

Даже не знаю, что ответить. Спасибо. Мы точно не думали, что это будет манифест. Мы просто очень старались написать хорошие песни. Изо всех сил. Как всегда.

«Самое большое простое число» – российская IDM-группа, созданная Кириллом Ивановым и группой «Елочные игрушки». В 2007 году на лейбле «Снегири» вышел дебютный альбом коллектива. В 2008 году участниками группы был осуществлен проект при помощи музыкантов дружественных групп, получивший название «СБПЧ-Оркестр». Состоялась запись одноименного альбома, в которой приняли участие 17 различных музыкантов. Весна 2009 года была ознаменована возвращением к составу трио, группа отошла от первоначального жанра IDM, в аранжировках появились гитары. Третий альбом был выпущен 12 ноября 2011 года. В сентябре 2014 года выпущен альбом «Я думаю, для этого еще не придумали слово». В мае 2015 мы смогли услышать альбом «Здесь и сейчас», записанный Кириллом Ивановым и Ильей Барамией.

Насколько артисту важно быть искренним? Есть мнение, что искренность может мешать коммерческому успеху предприятия.

Мне трудно сказать. Мы никогда не считали себя артистами. Не то чтобы это какая-то доблесть. Просто мы занимались другими вещами – менее серьезными, наверное. Мы бы с радостью сделали что-то с расчетом на коммерческий успех, но мы не умеем. Мы всегда просто хотели быть сами собой. Уже это довольно тяжело.

После выхода альбома вас уже несколько раз в прессе и Сети называли современной рок-звездой. Это приятно? И главное, что значит – быть современной рок-стар?

Я себя таковым не ощущаю, честно говоря. Я стараюсь, чтобы на сцене я был таким же, как в жизни. Или наоборот. У рок-звезд это устроено вроде бы иначе. Взять группу Kiss, например. Или «Пикник». Вот это рок-звезды. А мы просто дефис между этими словами.

Кстати, что касается поведения на сцене… Вам комфортно выступать перед огромным количеством народа, на фестивалях?

Это скорее вопрос практики, привычки. Я часто волнуюсь, выходя на сцену. Но там уже не до того. Все-таки мы делаем это ради удовольствия, все остальное – дополнение. Глупо было бы не радоваться и не веселиться.

Еще хочется узнать про перформанс, который вы устроили в этом году на «Пикнике» журнала «Афиша». Что это за идея? Почему группа СБПЧ вдруг выбрала фоном своего выступления некое застолье?

Вы все довольно точно описали. Это было застолье. Уже само по себе это особый акт, когда люди едят на глазах у зрителей. Это завораживает. Придумал и поставил этот перформанс замечательный режиссер и хореограф Олег Глушков. Мне кажется, что это одновременно очень странный и ясный жест.

Мы как раз такое любим.

Еще хочется узнать про перформанс, который вы устроили в этом году на «Пикнике» журнала «Афиша». Что это за идея? Почему группа СБПЧ вдруг выбрала фоном своего выступления некое застолье?

Как вам существуется в ситуации, когда от вас постоянного чего-то ждут?

И тяжело, и легко. Классно, что ждут – это приятно. Но я давно для себя решил: я никому ничего не должен, только себе. Ну и, как следствие, мне никто ничего не должен. Так что я пишу песни, которые нравятся мне, и если вдруг они никому больше не понравятся, никто в этом не виноват.

Кирилл Иванов – музыкант, журналист, ресторатор, лидер группы «Самое большое простое число». Окончив Санкт-Петербургскую классическую гимназию, поступил на медицинский факультет СПбГУ. Работал на телевидении репортером: сначала на Пятом канале, после на НТВ. Кирилл Иванов является совладельцем кафе «Общество чистых тарелок» на Гороховой и бара Mishka на Фонтанке.

А нравиться другим хочется?

Честно говоря, даже думать об этом не хочется.

За лето «Здесь и сейчас» растащили на цитаты. В соцсетях постоянно кто-то что-то выкладывает, появились граффити на улицах…

Интересно узнать, что чувствует человек, когда видит, что такое происходит с его творчеством.

Мне просто очень приятно. Трепет, восторг и легкая неловкость – вот что я чувствую.

А что за история у вас случилась на «Фейсбуке» с Захаром Прилепиным? Эта полемика многих удивила…

Наверное, трудно назвать это полемикой. Я просто заметил, что Прилепин написал омерзительную песню. Я имею в виду не ее музыкальные свойства – о них я бы не стал судить, а текст, пафос этого произведения. Прилепин обиделся или рассердился. Какая уж тут полемика?

Не было обидно? В конце концов, он в своем ответе использовал довольно неприятные формулировки.

Мне показалось иначе. Выглядело так, будто он хотел задеть, но толком не знал, к чему придраться. А может, по-другому: то, что ему кажется обидным, меня совсем не задевает. Но, честно говоря, это какой-то совершенно особый вид спорта – пристально разглядывать то, что вывалилась из головы писателя Прилепина. Есть одна очень классная, освобождающая мысль. Мне мама как-то сказала: «Любого автора надо судить по его лучшим произведениям». Вот и я так хотел бы смотреть на эту ситуацию. Ну написал кто-то плохую песню, попытался сказать какие-то гадости. Да кому какое дело? У него есть точные, энергичные тексты. Вот по ним я его и буду помнить.

Должен ли музыкант, артист нести за свое творчество ответственность перед обществом?

Думаю, что только перед собой. Все остальное – вопрос воспитания общества, вопрос общих представлений о норме, вопрос общественного договора о том, что хорошо и что плохо. Строить, помогать, делать – хорошо; кататься в часах на яхте, бить геев, ломать скульптуры – плохо. В России сейчас с этим очень тяжело. Дискуссия ведется примерно на таком уровне: стоит ли мыть руки перед едой?

Сейчас эта тема особенно у нас актуальна и порой оборачивается какими-то демоническими мордами. Какие-то активисты, погромы выставок, запреты спектаклей… Как со всем этим быть? Как к этому относиться?

Возмущаться, бороться, мешать глупости и серости.

Вы конкретно как поступаете, кроме того что записываете такие светлые альбомы?

Я бы не хотел про это говорить. Просто потому, что не хочу быть хвастуном. Да и хвастаться особенно нечем.

Вообще, каково вам живется в настоящем? Вы ощущаете себя как героя нашего времени?

Мы живем в дикие, но очень интересные времена. Это одновременно захватывающе и утомительно. Мы в этом не виноваты, но мы должны этому тотальному озверению мешать. Хотя бы своим примером. Ну и, конечно, никакой я не герой. Тем более нашего времени.


Материал из номера: Сентябрь 2015

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.